С древнейших времен излюбленным строительным материалом Руси являлось дерево. Уже в Киевской Руси изготовлялись полы из широких деревянных досок, уложенных вдоль помещения на поперечные балки. При этом длина досок могла достигать 2-2,5 м, а толщина превышала 20-30 мм. Такие полы изготавливались из хвойных пород. В XVI в. распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который и по сию пору носит название «в елочку».
Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы. В то время поверхность деревянных полов обрабатывали топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, мыли и скоблили с применением раствора щелочи и песка.
Начиная с XVI в. полы во всех общественных зданиях и дворцах Европы были украшены щитовым мозаичным паркетом. Первое место по праву можно было отдать Франции: Версаль и Лувр, Сан-Суси и Фонтенбло... Недаром, даже само слово «паркет» произошло от французского parquet.
Петр I, познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия, собственноручно копировал из альбомов голландских архитекторов рисунки художественного паркета, чтобы воплотить их в жизнь при строительстве Петергофа. С началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. Поначалу русские мастера использовали местные виды древесины — дуб, ясень, бук, грушу, березу, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню. Впоследствии этот список значительно расширился.
Художественные паркеты изготавливали в виде отдельных щитов, которые укладывали на решетку из прочных брусьев. Эта технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Паркеты набирались из большого количества разнообразных по форме, цвету, текстуре деревянных деталей, часто криволинейных.
В Россию привозили множество экзотических цветных пород древесины: черное эбеновое дерево, фиолетовое — палисандр, розовое — амарант, желтое и красное — сандаловое дерево, атласное — карагач, а также оливу, чинару, кипарис, тую, самшит, шелковицу и др.
С приходом в интерьерное искусство классицизма (конец XVIII — начало XIX вв.) внутреннее убранство залов, гостиных, приемных и будуаров пополнилось колоннами, пилястрами, нишами в стенах, богатым стенным и дверным декором. Рисунки орнаментов, используемых в оформлении пола, наоборот, стали более простыми, даже аскетичными, с преобладанием орнаментальных мотивов по древнегреческим образцам. От многоцветных композиций из нескольких десятков пород мастера перешли к комбинациям двух-пяти цветов. Стиль ампир (начало XIX в.) привнес в интерьер элементы орнамента, связанного с триумфальными почестями победителей в битвах, однако в паркете этот стиль не получил выраженного отражения. До середины XIX в. процесс производства и укладки паркетных полов предполагал исключительно ручные технологии.
Эра массового промышленного производства паркета — XX в. Если в конце XIX в. в России насчитывалось чуть более десятка фабрик, выпускающих паркет, то по данным справочного издания «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» в 1914 г. паркет изготовляло уже 85 предприятий. С конца XX в. искусство создания художественных паркетов в России переживает второе рождение.
Современные специалисты продолжают великие традиции старых мастеров, создают классические художественные паркеты по старинным образцам, а также развивают новые технологии обработки древесины, реализуют необычные идеи по воплощению модных стилистических направлений, разрабатывают современные методы укладки паркетных полов.
Существует несколько разновидностей паркета: штучный паркет и паркетные доски. Паркетная доска это вид напольного покрытия из натуральной древесины, трехслойная (реже — двухслойная) конструкция, каждый из слоев которой выполняет определенную функцию. На современном рынке напольных покрытий наиболее широко представлена трехслойная паркетная доска. Верхний слой представляет собой тонкий срез древесины ценных пород, которые применяются и в производстве штучного паркета, — дуба, бука, клена, мербау и др. Средний слой состоит из планок древесины хвойных пород — сосны или ели. Нижний слой обычно делают из сосновой или еловой фанеры. Благодаря рисунку верхнего слоя пол, выложенный паркетной доской, может имитировать штучный паркет. Достоинством паркетной доски является то, что она продается в готовом виде — отшлифованная и покрытая лаком или маслом в заводских условиях. Укладывать паркетную доску проще и быстрее, чем штучный паркет, благодаря большому размеру и особой технологии сборки.
0 коммент.:
Отправить комментарий